Продолжение топика про Billmanager v6
Мое знакомство, как новичка началось с v4. Понятия не имею были ли v3 v2, История Хостинга и Рынка тогда не сохранялась вменяемо. Ведь не было хранителя, типо меня ^_^ Но теперь история больше никогда не удалится, всегда будут пруфы и доказательства в мире хостинга и через десятилетия новички рынка будут перечитывать ее и мотать на ус каких ошибок не повторять и оставлять лучшее для проектов.
Разумеется как любой новичок я хотел большего и метил в будущее на года, и сразу положил глаз на корпорейт, чтобы экономить время в будущем. Но он был слишком сложный. Его пробовали в 2012, пробовали в 2013, дважды. И после третьей попытки забили и удалили, а сервер продали. А вот advanced подошел более менее. Разумеется, чтобы его осилить, мне как новичку пришлось установить и настроить с десяток этих биллингов, себе, друзьям, клиентам. И только наверно на 10ый раз я понял как все работает и 11ый раз делал уже все идеально, без ошибок, без каких-либо переделываний и повторных действий.
Потом пришел v5, на корпорейт я уже сразу положил длинный. Потому что помнил историю, помнил прошлое. А прошлое просто так не забывается. Ведь я уже не новичок был и не хотел даже пытаться простить и попробовать еще раз. Тоже самое с ISP bussiness, я просто его проигнорировал, потому что помнил рассказы ispsystem что там нужно 5 серверов, 5 нод мутить и все отдельно делать, sql отдельно, www отдельно, почту отдельно, этой информации из уст сотрудников было достаточно чтобы сделать свои выводы и даже не пытаться.
Сначала я скептически относился к v5 advanced биллингу. И самый первый тестовый биллинг у меня кстати и сейчас весь в косяках каких-то. Но прошел год. И какой-то очередной биллинг был установлен, уже видимо доработанный — и пошарившись в нем я понял, что он мне подходит. Особенно для ручных товаров с ручной обработкой. Мне как уже опытному пользователю было проще и быстрее его настраивать. Плюс видно было что для администратора стало значительно удобнее создавать тарифы и обработчики. Возможно потому что я уже настроил не один десяток биллингов к тому времени, а может быть v5 просто была удобнее и логичнее чем v4. Тут трудно сказать наверняка. Многие новички которые впервые создавали хостинг и видели только v5 все равно слишком долго вникали как и что работает. Так что наверно мне показалось удобнее и проще, потому что у меня уже был опыт.
В любом случае для ручных продаж серверов этот биллинг стал идеален. Просто берешь и отключаешь половину функционала ненужного — и все работает как часы. И никаких головняков.
Плюс стало видно, что после грандиозного фейла с переходом от v4 на v5, плюс с введением понятие обновление, плюс с удалением списка партнеров, введением годовых оборотов и прочих неуважительных действий — репутация ISP сильно пострадала. Казалось будто они просто отсылают всех на три буквы. И видимо так и произошло. Потому что потом, спустя год где-то, пошли только положительные моменты. Например бекапы в яндекс диск, например SSL от lets, например фильтры в биллинге и десяток других мелких обещаний которые были выполнены. Пошло дело, люди стали реально наконец-то решать проблемы.
И вот, давно я как-то не задумывался на тему — а куда же идет все это.
На рынке было 3 биллинга. Бесплатный rootpanel — полное говнище, во первых потому что бесплатен. Когда я вижу такой биллинг я просто не регаюсь там даже ради рефералов. Клеймо психологическое уже. Ну и он сам по себе какой-то столетний, слишком по старому выглядит, отпугивает даже щупать его, да и доверия к нему нету, чтобы там потом тысячи заказов собирать, уж лучше просто вручную собирать хотя бы знаешь что твое ручное точно не закроется. Далее шел WHM биллинг, но он тоже был примитивный, мне не понравился, особенно если ты хочешь продавать 1000 разных товаров — не пригоден для продаж. А вот v5 adv оказалась то, что нужно. И копировать тарифы легко через копию, и разделять по фильтрам. Фильтры это вообще решающий фактор. Если бы этой фильтрации не было, я бы ограничился наверно 1-2 биллингами и продолжал сидеть в v4 или вручную через livestreet продавать или банально через гугл документы и bitrix24. Но вот эти фильтры — биллинг сразу стал пригоден для продаж. Осталось им сделать только поиск. У них сейчас есть поиск из под администратора. Но вот когда клиент заказывает — нету нормального поиска, только метки. А еще буквально сейчас только обнаружил фичу — выделяешь 50 тарифов и можно к примеру 1 поле какое-то изменить сразу одним кликом для всех 50, без учета изменений остальных полей. Это тоже просто мега фича, редактить тарифы стало в разы проще, особенно «порядок сортировки». И еще я забыл про свой почтовый сервер, наконец-то в панели можно указать просто данные от почтового ящика, где настроена уже DKIM и все будет работать с DKIM подписью. Ну короче — мелочи стали исправляться.
Ну так вот, куда же все это стремится? Лично я пришел к мнению что все биллинги убоги, плюсы и минусы. Да ISPbill стал идеальным для выделенных серверов. Но для тех же автоматизированных услуг довольно убог. Только шаред нормально там работает, все остальное как-то с костылями.
К чему все стремится. Действительно хороший вопрос. Последние года были бурные и не было времени подумать на эту тему. Шаред отмирает, ВДС отмирают. Во всяком случае они стали услугами где обслуживание и поддержка, а значит биллинг уже не просто точка продаж, а скорее тикетница какая-то будет. Для дедиков же тикеты практически не нужны, ведь они все сами умеют. Оставим дизайн в сторону, дизайн все таки не основная фича. Главное в любом движке или биллинге — функционал. Как я понимаю ISP хотят двигаться в облачные товары. Но этот биллинг можно использовать и просто как продажа цифровых товаров. И даже просто как панель для веб-студий. Например можно будет создавать много разных групп, а можно будет пилить хостинги в одно рыло отдельными проектами. Все будет зависеть от товара что там продается. Например
идея коллективного хостинга — мне кажется вполне подходит для v6. Вариантов развития биллинга очень много — и лично я считаю, что это будет именно платформа для продаж и хорошая тикетница с разделением прав. Возможно через лет 5 там будут продаваться уже не только хостинг услуги, а любые услуги цифровые или даже просто сайты веб-студий будут там заказываться и помесячно продляться их обслуживание.
Они там написали что «все новые пользователи привыкли к верхней панели».
Но вот мне как-то интересно, а кто эти новые пользователи? У меня вообще такое ощущение что сам Интернет только лишь чистится и закрывается. Новичков интернета которые хотят создавать — все меньше и меньше.
Вот о чем разговор. Куда вообще идет все это. В какое направление стоит развивать свой биллинг? Чего будет в будущем больше? Облачных хостеров? Не думаю. Все будут толкать дедики? Возможно. Будут пилиться всякие шареды аля веб-студии
с обслуживанием? Возможно, но это будет меньше 10% точно. Любой нормальный сервис с обслуживанием предпочитает пилить свои панели, чтобы как раз лимитировать и обслуживать как нада. Будут биллинги для Cloud VDS всяких? Тоже сомнительно как-то, любое мощное и монополистическое облако опять же сделает свое. Даже взять биллинги с продажей дедиков, в какой-то момент ты понимаешь что в одном биллинге просто невозможно запихать все дата-центры мира, слишком много товаров, а фильтрация не справляется.
В будущем если и будут облака, то
крупные и мировые. А все остальные будут их перепродавать уже вместе со своей локальной по стране поддержкой. Так что локальным биллингам наверно стоит задуматься на тему интеграции с такими панелями монополий.
Хотел написать дельный топик, но похоже не получилось :) Все равно опубликую. Очень интересно какие новые услуги появятся через 5 лет, кроме всяких там облачков. И в какое русло модифицируются биллинг панели для хостеров, ведь хостеры уже тоже не хостеры, сейчас само понятие хостер тоже размылось и это десятки направлений.